Александр Клементьев: аура неоклассики

Город украшают его гимназии и столыпинский особняк

Рубрику ведет Алексей КАШАНИН, архитектор, член правления Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова

7775

25 февраля 2015, 09:00

Архитектор и инженер Александр Клементьев проработал в Саратове более двадцати лет. Он родился в 1852 году в Орловской губернии, где его отец, дворянин, владел небольшим имением. В 1874-м окончил Строительное училище в Петербурге. Получив звание архитектурного помощника и право на чин 10 класса (коллежского секретаря), был определен в Витебское губернское правление на должность младшего инженера строительного отделения. Через два года его назначили младшим архитектором, а в 1887-м  в возрасте 35 лет Александр Николаевич становится губернским архитектором. Одновременно в 1878–1890 годы он был епархиальным архитектором при Витебской духовной консистории, а также архитектором местной женской гимназии. Построил в Витебске ряд зданий по своим проектам.

Летом 1895 года Клементьев с семьей переезжает в Саратов и поступает на службу  губернским инженером. Через два года переходит на должность  второго городского инженера-архитектора. Дослужился до чина статского советника, был награжден орденами Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степеней и Святого Станислава 2-й и 3-й степеней.

В служебные обязанности Александра Николаевича как инженера входил контроль за строительством казенных и общественных зданий. Но и по своим проектам он построил в Саратове немало.

Надо сказать, что в конце 1890-х годов в российской архитектуре на фоне эклектики начали формироваться модерн и неоклассицизм. И если стиль модерн расцвел пышным цветом преимущественно в частной архитектуре, то общественные и государственные учреждения строятся в то время в основном в стилистике неоклассицизма. Идея культурной преемственности русской архитектуры второй половины XVIII – первой трети XIX века становится здесь доминирующей. На смену смешению псевдостилей эклектики приходит ясная простота и гармония, рациональность планировочных и объемно-пространственных решений.

Приверженцем именно этого стиля был Клементьев. И одним из образцов неоклассики стало возведенное по проекту Александра Николаевича здание 2-й мужской гимназии на углу Московской и Царевской улиц (ныне ул. Пугачевская, 123).

Его строительство началось в 1900 году, а уже два года спустя здесь уже велись учебные занятия. Здание в плане имеет п-образную симметричную форму, на Пугачевскую выходит хорошо спропорционированный, довольно протяженный главный фасад. Его левый и правый фланги акцентированы по углам ризалитами, увенчанными фронтонами. Подобные ризалиты украшают и боковой фасад, выходящий на Московскую. Планы и фасады здания построены по каноническим композиционным правилам: симметрия с четким выделением оси, иерархия всех элементов, артикулированность форм. Центральная часть главного фасада, более высокая и активно выступающая по отношению к  основному фронту корпуса, решена как парадный вход в здание. Она выделена и композиционно, и пластически. Высокие арочные окна второго этажа, за которыми сияет люстрами  огромный по тем временам актовый зал на 600 человек, акцентирующий вход неширокий балкон с балюстрадой, сдержанный и гармоничный декор на основе дорического и коринфского ордеров – все говорит о незаурядном таланте и высоком мастерстве архитектора.

Большое внимание уделил Клементьев внутренней планировке и убранству здания, отделку интерьеров характеризует подчеркнутый эстетизм. В гимназии было 14 просторных классных комнат, выразительно декорированный актовый зал, специально оборудованные кабинеты – физический, естественно-научный, рисовальный, фундаментальная и ученическая библиотеки, а также квартиры директора (8 комнат) и инспектора гимназии (6 комнат). И по сей день здание служит делу народного просвещения – сегодня здесь располагается средняя школа № 67.

Примерно в таких же композиционных приемах, с элементами, свойственными неоклассицизму, по проекту Клементьева в 1902 году была осуществлена пристройка операционного зала Саратовского отделения государственного банка (ул. Советская, 2). В 1930 году одноэтажное здание было надстроено в стилистически близких формах по проекту архитектора Николая Усова.

В 1900 году купец Николай Очкин заказал Александру Клементьеву проект театра. Не кафешантан "Сад Ренессанс", что содержал его покойный отец Григорий Васильевич, а настоящий, оперный. Новое здание располагалось рядом с кафешантаном почти на углу улицы Никольской (Радищева) и Соборной площади. Театр Очкина имел двухъярусный зал с прекрасной акустикой, вместимостью на 900 мест, хорошо оборудованную сцену, фойе и актер­ские уборные. 16 мая 1904 года состоялось его открытие. Фасады здания театра хотя и были выполнены в открытом керамическом кирпиче, что характерно для эклектики, но сама архитектура несла в себе гораздо больше классических черт.   Симметрия, равновесие и сдержанность – так можно охарактеризовать его фасады. К сожалению, здание очкинского театра не дожило до наших дней – сгорело в 1920-е. Сейчас на его месте располагается жилой дом (Соборная площадь, 11).

Зато сохранилась другая известная постройка, связанная с именем архитектора Клементьева. В 1903 году назначенный в Саратовскую губернию Петр Столыпин обратился в Министерство внутренних дел с ходатайством купить или построить дом для резиденции губернаторов. Для этих целей был выкуплен строящийся дом мукомола Карла Рейнеке на углу улиц Вольской и Малой Сергиевской (ныне ул. Мичурина). Необходимо было произвести внутреннюю перепланировку и отделку неоконченного первого этажа и сделать надстройку второго.

Проектные работы и технический надзор был поручен Клементьеву. Ввиду срочности работ в помощь Александру Николаевичу придали младшего архитектора Д.Ф. Стерлигова и губернского инженера С.И. Тихомирова. К осени того же года здание в основном было готово, хотя отдельные работы продолжались до ноября 1904 года.

В окончательном виде дом губернатора представлял собою двухэтажное здание сложной формы. По сути, в плане здание состоит из двух смещенных относительно друг друга прямоугольных объемов. В зоне пересечения этих объемов располагается обширный холл с двухсветной лестницей, освещенной верхним светом. Особенно поражал современников зал для балов, прозванный за оформление "зеркальным". Губернаторский дом – прекрасный образец неоклассицизма, усложненный асимметричным решением фасадов. Каждый из его фрагментов, принадлежащих разным объемам, решен в классических канонах с широким использованием ордерной системы, портиков, ротонд. В академической манере, с подчеркнуто выразительной прорисовкой классических форм и деталей, были решены и интерьеры.

А для размещения губернской канцелярии было куплено дворовое место врача К.П. Лециуса, находившееся по соседству с усадьбой, на углу улиц Вольской и Крапивной  (ныне ул. Шевченко). Проектные чертежи и строительную смету здания канцелярии составил архитектор Дмитрий Стерлигов,  работавший под непосредственным руководством Клементьева. Здание было введено в эксплуатацию в 1905 году и составило с губернаторской усадьбой единый архитектурный ансамбль.

В 1905 году по проекту Александра Клементьева было построено здание Мариинской женской гимназии. Как и в большинстве творений архитектора, в основу композиции вновь были положены симметрия с четким выделением осей, иерархичность построения, артикулированность форм. Но в отличие от других своих проектов, здесь Клементьев отказывается от ордерной системы и обращается к открытому кирпичу, выразительно обыгрывая контраст расшитой кладки с гладко оштукатуренными горизонтальными поясами и обрамлениями арочных окон на центральном ризалите. Саратовцы хорошо знают это здание в центре города: долгие годы здесь располагался авиационный техникум, сейчас – колледж информационных технологий и управления (ул. Советская, 17).

Последней саратовской постройкой Александра Николаевича стал храм во имя Владимирской иконы Божией Матери на углу улиц Астраханской и Большой Казачьей.

Проект церкви был подготовлен Клементьевым в 1909 году. В пояснительной записке зодчий писал: "Прихожане предполагают построить взамен существующей деревянной ветхой и тесной церкви новый каменный трехпрестольный храм вместимостью на 1500 человек, а с хорами на 1750 человек… Некоторую особенность этого храма составляет отсутствие пилонов при его 8-саженной ширине, причем средний купол с темным и светлым барабанами и частями четырех меньших главок основываются на железобетонных балках высотою в 2,5 аршина. Своды, перекрывающие весь храм с алтарем и хоры, предположено сделать тоже железобетонными".

Строительство началось в 1911 году, но из-за нехватки средств на столь обширный проект шло медленно. Только к началу Первой мировой войны храм был вчерне готов. Однако его внутренняя отделка и освящение так и не состоялись. Здание храма так и стояло заброшенным до 1931 года, когда его участь, как и большинства церквей Саратова, была решена окончательно.

Сам архитектор Александр Николаевич Клементьев этого уже не узнал: он скончался в январе 1919 года.

 

Материал подготовлен при поддержке Фонда гражданского строительства и экспертизы им. С.А. Каллистратова.

 

Ссылки по теме:

Василий Суранов: присутствие классики

Григорий Петров: углы времени

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.45 1 2 3 4 5