Постой, паровоз, не спеши, электричка…

"Саратовская ППК": опыт разорения бюджета и создания социальной напряженности

Материал подготовила Анна КИРИЛЛЕВИЧ

15921

15 ноября 2016, 09:00

Совместная деятельность Саратовской пригородной пассажирской компании (СППК), Приволжской железной дороги (ПривЖД) и областных чиновников при поддержке судей арбитражного суда может стать причиной многомиллионных убытков для бюджета региона. К такому выводу приводит расследование, которое наше агентство предприняло по следам громкого коррупционного скандала на местной железной дороге. Кто стоял за необоснованными компенсациями за пригородные перевозки и кабальными договорами аренды имущества "РЖД"? Что связывает юридический отдел "дороги" и судей? – об этом в нашем собственном расследовании.

 

Красивые тарифы и 600 тысяч премиальных

ОАО "Саратовская пригородная компания" – это совместное "детище" ОАО "Российские железные дороги" и правительства Саратовской области.

Деятельность компании началась в 2010 году с подписания сторонами соответствующего договора. 51% акций взяла себе "дорога", 49 % оказалось у региональных властей.

Важность такого партнерства трудно было переоценить: без пригородного сообщения невозможно представить жизнь значительной части населения. Существенная доля тех, кто пользуется услугами электричек, составляют пенсионеры и иные социально незащищенные категории граждан. Создав СППК, правительство как акционер компании получило возможность оказывать прямое влияние на ее деятельность - непосредственно участвовать в осуществлении пригородных перевозок, регулировать их объемы, а главное - осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств и устанавливать тарифы.

Именно регулирование тарифа Саратовской областью, то есть установление его ниже экономически обоснованного, обеспечивает доступность пригородного железнодорожного сообщения, позволяя существенно экономить на проезде.

Эта, во многом социальная мера, является существенной финансовой нагрузкой на бюджет, поскольку из-за применения регулируемых тарифов область обязана возмещать убытки, вызванные их применением, всем перевозчикам. Поэтому деятельность пригородной компании практически полностью дотируется из бюджета.

Не секрет, что пригородные пассажирские перевозки во все времена являлись убыточными, однако раньше подобные убытки компенсировались за счет доходной инфраструктуры железнодорожных вокзалов, грузовых перевозок ОАО "РЖД" и тех же  компенсаций субъектов Федерации, но в гораздо в меньших объемах, чем сейчас, что позволяло спокойно развивать пригородный пассажирский комплекс в рамках отрасли.

Конечно, экономисты могут понять желание ОАО "РЖД" снять с себя подобную финансовую нагрузку, умело переложив ее на плечи созданных вместе с регионами совместных предприятий наподобие СППК.

Но, как всегда, в отличие от той же Волгоградской области, Саратов по вполне человеческим причинам получил в этом вопросе печальную известность.

Специалисты в области железнодорожного транспорта и тарифного регулирования говорят, что весьма спорным был объем включения в стоимость аренды расходов ОАО "РЖД" за пользование подвижным составом, на управление и эксплуатацию подвижного состава, текущий и капитальный ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, не подтвержденных первичными документами за прошлые периоды.

Через несколько лет после создания "Саратовская ППК" умудрилась подойти к предбанкротному состоянию, постоянно сокращая и оптимизируя маршрутную сеть, чем вызвала волну социального недовольства.

Кульминацией этих событий стал звонок саратовца на прямую линию президента Владимира Путина 16 апреля 2015 года. Глава государства распорядился немедленно возобновить движение отмененных электропоездов

Возникают вопросы: куда уходили бюджетные деньги, и как руководство СППК (заместителем председателя Совета директоров от правительства в этот период являлся Василий Разделкин), ухитрилось довести компанию до такого состояния?

Здесь нужно отметить, что решающим фактором при установлении экономически обоснованного тарифа являются затраты пригородной компании на аренду подвижного состава, который она за неимением собственного транспорта арендует у  своего главного акционера и создателя - ОАО "РЖД". То есть фактически живет на всем готовом.

Конечно же, аренда подвижного состава осуществлялась без каких-либо торгов, по договорной цене, определяемой ОАО "РЖД" и АО "СППК". Как это часто бывает, именно подобная свобода воли договора позволила включить в стоимость аренды самые разнообразные затраты, которые сейчас могут обернуться для областной казны многомиллионными убытками.

Специалисты в области железнодорожного транспорта и тарифного регулирования говорят, что весьма спорным был объем включения в стоимость аренды расходов ОАО "РЖД" за пользование подвижным составом, на управление и эксплуатацию подвижного состава, текущий и капитальный ремонт и техническое обслуживание подвижного состава, не подтвержденных первичными документами за прошлые периоды.

Активно с этим положений вещей боролся только комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области и ее председатель Лариса Новикова, которая открыто говорила о необоснованном завышении (в несколько раз) стоимости арендной платы за подвижной состав.

Принципиальный подход государственного комитета потребовал от СППК и РЖД принципиальных ответных мер, о которых мы расскажем ниже.

Нелишним будет отметить, что в период финансовой нестабильности компания, по информации лиц, близких к ОАО "РЖД", осуществляла весьма нескромные премиальные выплаты членам совета директоров. Проверяется информация, согласно которой члены совета директоров АО "СППК" от ОАО "РЖД" Сергей Лиходаев и Геннадий Нелипа получали денежное вознаграждение за исполнение этих обязанностей в размере 600 тыс. рублей за счет дотационного (!)  и убыточного СППК.

Также выяснилось, что в тот же период "нестабильности" "СППК" заключала многомиллионные сделки по оказанию юридических услуг со сторонними юристами (при наличии своих собственных, штатных юристов), которые, по одной из версий, фактически не оказывались. Последнее послужило основанием возбуждения уголовного дела о мошенничестве. 

 

Каждой дочери и невестке -  по серьгам

Эта история о многомиллионных сделках и следовавший параллельно ей судебный спор между СППК и комитетом государственного регулирования тарифов   вскрыли немало интересных подробностей жизни железнодорожной отрасли области.

Дело в том, решением комитета часть затрат СППК по аренде подвижного состава у ОАО "РЖД" была исключена как экономически необоснованная. СППК обжаловало указанные действия комитета в Арбитражный суд Саратовской области (дело №А57-7363/2014).

ОАО "РЖД" также приняло участие в данном споре, где активно поддержало позицию СППК, что понятно, поскольку вся финансовая выгода от дела должна была предназначаться именно дороге.

Как полагает редакция, здесь сыграли свою роль родственные связи между сотрудниками юридической службы Приволжской железной дороги и судьями арбитража. 

В публикации "Папы и стартапы" мы уже писали, что в юрслужбе Приволжской железной дороги трудится Кристина Калинина, невестка Анны Владимировны Калининой, председателя судебного состава арбитражного суда Саратовской области. 

По интересному совпадению, впоследствии именно решением судьи Калининой были признаны незаконными действия правительственного комитета по формированию тарифов.

Казалось бы, что важного может принести подобная победа над комитетом? А то, что, признав правовой подход комитета к исключению необоснованных экономических затрат незаконным, СППК к казне Саратовской области подано несколько исковых заявлений о взыскании практически полумиллиарда рублей!

И это в то время когда положение, в котором с финансовой точки зрения находится регион, всем хорошо известно. СППК же усилиями юристов ПривЖД и судьи Калининой пробивает "брешь" в и без того "дырявой" областной казне.

Об этом знал, но предпочел молчать зампред правительства Василий Разделкин, который в 2014-2015 годах, а именно этот период заинтересовал следователей, являлся заместителем председателя Совета директоров "Саратовской ППК", значит - мог дать исчерпывающие показания о том, при каких обстоятельствах, кем и с чьей подачи ущерб находится под угрозой значительных финансовых санкций.

Необходимо отметить, что работа невестки в ОАО "РЖД" не мешает судье Калининой постоянного рассматривать дела по искам и заявлениям компании. ИА "Взгляд-инфо" удалось обнаружить в информационной системе арбитражных судов порядка 20 подобных дел.

Такая ситуация, видимо, не вызывала нареканий со стороны квалификационной коллегии судей области, так как Анна Владимировна сама долгое время являлась ее членом от арбитражного суда. Сейчас ее в ККС сменила еще одна знаковая судья Елена Большедворская. Происходили все эти судебно-тарифные "экзерсисы" в период руководства Приволжской железной дорогой Александром Храпатым. Как ранее писало ИА "Взгляд-инфо", господин Храпатый недавно и сам стал фигурантом корпоративного скандала в связи с наличием конфликта интересов, выявленного благодаря публикациям агентства (в частности, "Постой, паровоз"). Факты, изложенные нами, получили подтверждение в ходе служебной проверки, инициированной президентом ОАО "РЖД" Олегом Белозеровым.

 

Цена Фемиды?

Любопытна роль в этой истории начальника юридического отдела ПривЖД Елены Родиной. По версии следствия, именно она стала участником заключения многомиллионных договоров со сторонними юристами. В начале октября в ходе обысков в здании "ПривЖД" были изъяты документы, возможно, подтверждающие участие Родиной и ее подчиненных в заключении подобных договоров.

Одна из версий следствия гласит: Родиной даны указания ОАО "СППК" для юридического сопровождения судебной тяжбы с областью в 2014 и 2015 годах заключить договоры на оказание юридических услуг с ООО "Шэлса" (фирму связывают с именем Сергея Шулькова, братом "Аналитика и Эксперта" Веры Шульковой) на суммы 4 млн. и 4,5 млн. рублей. Причем, как установит позже следствие, деньги были перечислены без фактического исполнения договоров, то есть даром!

Интересно, откуда у компании, находящейся в предбанкротном состоянии и не справляющейся со своими обязанностями по перевозке пассажиров, о бездействии которой знает сам Владимир Путин, такие деньги на сторонних юристов?..

Новый начальник "ПривЖД" Сергей Альмеев выразил готовность сотрудничать со следствием и быть открытым для прессы. Сегодня он проводит пресс-конференцию, посвященную 100 дням вступления в должность. Убеждены в том, что наше антикоррупционное расследование не оставит его равнодушным.

 

P.S.

Кадровая политика Елены Родиной и ее юридической службы, как мы полагаем, не оставит равнодушными и членов квалификационной коллегии судей, ведь там, помимо Кристины Калининой, есть представители и других известных судейских династий.

Примечательно, что в ходе проведения обысков в здании "Приволжской железной дороги" Елена Родина не скрывала присутствия в ее кабинете человека, весьма похожего на судью областного суда Олега Дьяченко, который, якобы, пришел хлопотать за устройство своего чада в государственную компанию.

Подпишитесь на наши каналы в Telegram и Яндекс.Дзен: заходите - будет интересно

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 3.75 1 2 3 4 5