Пугачевская свалка как памятник системным проблемам

2301

21 августа, 15:41

В администрации Пугачевского района подвели итоги тендера, который с треском провалился. Речь шла о поиске подрядчика, который возьмется за разработку проектно-сметной документации (ПСД) по ликвидации свалки в Южной промзоне. Это не просто куча мусора на окраине. Это более 64 гектаров земли, которые областные депутаты окрестили "самой грандиозной свалкой" Саратовской области. Этот монстр из отходов, высотой местами в три метра, продолжает отравлять окружающую среду, пока чиновники ищут на него управу. Провал тендера – закономерный итог, который как зеркало отражает всю абсурдность и трагизм положения малых городов и районов России, брошенных в условиях тотального недофинансирования на произвол судьбы.

Суть провала проста: на тендер не пришло ни одной заявки. Ни одна компания не изъявила желания за 20 миллионов рублей провести сложнейший комплекс работ: актуализировать инженерные изыскания, разработать проект ликвидации, провести его через общественные обсуждения и главное – получить положительное заключение государственной экспертизы. И дело здесь, вероятно, не только в цене контракта, которая может показаться специалистам заниженной для такого объема работ. Дело в системной проблеме, которая хорошо знакома каждому муниципальному служащему в Пугачевском районе. Это проблема тотального отсутствия денег.

Чтобы понять масштаб катастрофы, нужно взглянуть на бюджет Пугачевского муниципального района. Это документ, который представляет собой классическую историю выживания, а не развития. Деньги в нем, что называется, разложены по самым первоочередным статьям, и их вечно не хватает. Зарплаты бюджетникам – учителям, врачам, работникам культуры – это святое, но и они зачастую выплачиваются с оглядкой на дотации из областного центра. Оплата тарифов на электроэнергию и тепло – еще одна статья, которую нельзя проигнорировать, иначе город просто замерзнет и погрузится во тьму. Содержание дорог, коммунальной инфраструктуры, социальных объектов – все это ложится на бюджет неподъемным грузом. В этой финансовой схеме просто не остается (да и не может физически появиться) 20 миллионов рублей на какую-то абстрактную "проектно-сметную документацию". Это деньги, которых нет. Это деньги, которые можно было бы потратить на ремонт нескольких школ или дорог.

И здесь мы упираемся в самый главный парадокс, в тот самый замкнутый круг, из которого нет выхода. Суд обязал администрацию ликвидировать свалку еще в 2018 году. Шесть лет прошло! За это время можно было бы если не ликвидировать, то хотя бы серьезно продвинуться в этом вопросе. Но как? Федеральное законодательство возлагает на муниципалитеты колоссальную ответственность за экологическую безопасность на своей территории. Требует исполнения судебных решений. Но при этом не предоставляет никаких реальных механизмов для финансирования этих требований. Из федерального бюджета деньги на такие проекты, как правило, не выделяются. Областной бюджет также не спешит на помощь, у него своих проблем хватает. В итоге получается, что от маленькой районной администрации, которая едва сводит концы с концами, требуют выполнения задач космического масштаба и стоимости.

История со свалкой – идеальная иллюстрация этой порочной практики. Сначала шесть лет ушло на то, чтобы найти 8 миллионов рублей на разработку технического задания. Это ли не показатель? Техзадание – это просто предварительный этап, инструкция о том, что нужно делать дальше. И на него уже пришлось изыскивать средства. А теперь на следующем этапе система дала сбой окончательно. Даже если бы подрядчик нашелся, что дальше? Ранее ликвидация всей свалки оценивалась в фантастические для района 35-55 миллионов рублей. Сумма, сопоставимая с крупными статьями годового бюджета всего Пугачевского района. Где их взять? Взять кредит? Загнать себя в долговую яму на десятилетия вперед? Увеличить и без того непосильные налоги на местный бизнес и население?

В итоге все возвращается на круги своя. Свалка продолжает тлеть и отравлять воздух и воду. Администрация отчитывается о безуспешных попытках провести тендер. Жители возмущаются и справедливо требуют решения проблемы. И никто не знает, что делать. Федеральный центр говорит: "Это ваша проблема, решайте". Местные власти разводят руками: "У нас нет денег". Бизнес не идет на тендер, понимая всю его финансовую и бюрократическую рискованность. Замкнутый круг. Разорвать его можно только одним способом – признанием того, что проблемы такого масштаба не по плечу отдельно взятому муниципальному району. Что ответственность за экологическое наследие советской и постсоветской эпохи должно нести государство в лице федеральных властей. Пока этого не произойдет, пугачевская свалка так и останется вечным памятником системному кризису, в котором оказалась вся система местного самоуправления в России.

Д. Малетин, депутат Совета Заволжского муниципального образования

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 4.38 1 2 3 4 5