Что нужно понимать под "выученным состоянием"?

673 1

2 сентября, 14:16

Что вообще нужно понимать под "программой" или под "выученным состоянием"?

Наш мозг непрестанно занимается строительством новых нейронных связей на протяжении всей нашей жизни, именно они и образуют упомянутые выше "программы". Однако в разные периоды степень интенсивности строительства отличается. Например, в первые два года жизни ребенка она носит максимальный характер. Также высока она и в период обучения в школе, затем в вузе - учеба естественным образом стимулирует данный процесс.

Но обучение - это не только уроки или лекции, не только приобретение тех или иных полезных навыков и умений.

Обучение - это и выработка определенных типов реагирования, способов адаптации, что происходит во многом под влиянием той среды, в которой находится ребенок, тех людей, которые с ним взаимодействуют.

И в этом случае далеко не все программы, не все состояния, заучиваемые мозгом, не все нейронные связи бывают для ребенка полезны. Почему?

Потому что, к примеру, ходить ребенок учится сам. Эта программа - прямохождения - совершенно естественна и жизненно необходима. Полезна программа чтения, правописания, счета и т.д.

Но вот полезна ли программа, заставляющая ребенка сжиматься в комок, увидев нахмуренные брови отца или сжатые в ниточку губы матери? Краснеть и бледнеть, стоя у доски? Заикаться, когда нужно дать ответ на какой-то важный (или совсем не важный) вопрос? Конечно, нет.

А между тем такие программы формируются у многих из нас - в обстоятельствах далеко не благоприятных, неправильных, неестественных, но весьма распространенных в нашей несовершенной жизни.

Это плохая - не новость, а данность. Но есть и хорошая: существует такой принцип, как принцип нейропластичности, то есть способность нашего мозга к изменениям. Я сказал выше, что наиболее интенсивными эти изменения бывают в то время, когда человек учится чему-то новому. И это правда. Однако учиться мы можем не только в детстве, учиться мы можем всю жизнь. А значит, наш мозг может создавать новые нейронные связи, формировать новые программы - и не только "случайным" образом, но и по нашему "заказу".

Об этом я еще напишу чуть позже. А в ближайших постах приведу примеры тех выученных состояний, которые однозначно многим окажутся хорошо, порой даже до боли знакомыми. И с которыми, повторюсь, при желании все же можно расстаться. При желании и при соответствующем усердии.

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5