О чувстве выученной беспомощности

586 1

3 сентября, 14:42

Пожалуй, самое известное выученное чувство (или, что то же, состояние), которое у всех на слуху, это чувство выученной беспомощности.

Прекрасной и во всех отношениях "исторической" иллюстрацией к нему являются опыты Мартина Селигмана с собаками. Если вкратце, то суть их заключалась в следующем. Собаку помещали в клетку, по которой пускали ток (Селигману это не нравилось, страдания собак, очевидно, его беспокоили, а в какой-то момент его самого тоже ударило током, так что он отчасти разделил с испытуемыми болезненную сторону исследования). В той же клетке была педаль, нажав на которую (очевидно, в первый раз случайно), собака могла остановить подачу тока. В какой-то момент собака выявляла закономерность и нажимала на педаль уже намеренно, добиваясь освобождения от беспокоящих ее разрядов. Таким образом получалось, что она могла до известной степени управлять ситуацией, влиять на нее.

Затем эту же собаку пересаживали в пространство, обнесенное невысокой загородкой, внутри которой также пускали ток. Что делала собака? Перемахивала загородку и освобождалась от неприятных ощущений.

Других собак помещали в клетку с током, которая отличалась от первой тем, что педали там не было. И сколько бы собака ни металась по ней, избавление не приходило. В резултьтате собака "делала вывод", что повлиять на происходящее она не может никак. О "выводе" свидетельствовало продолжение опыта – та же невысокая загородка и ток внутри. Что происходило в данном случае – с собакой, в клетке у которой не было педали и которая не могла блокировать подачу тока? Собака не перепрыгивала (!) загородку, а оставалась внутри, невзирая на очевидную легкость избавления от страданий.

Почему? По одной причине: ее мозг успевал сформировать эту самую "программу беспомощности", "убеждающую" ее в том, что она ни на что не может повлиять.

Аналогичная программа формируется в мозге ребенка, который в ранние годы своей жизни регулярно оказывается в ситуации, в которой он, в силу именно детского возраста и отсутствия необходимых ресурсов, знаний, опыта и т.д., не может ни на что повлиять. Таких ситуаций может быть множество и практически все они создаются взрослыми, спектр вариантов очень широк – от физического насилия до пресечения любой инициативы, обусловленного гиперопекой. К такому результату – к созданию и закреплению программы выученной беспомощности – может привести практически все, что убеждает ребенка в том, что он всего лишь объект, на который оказывается воздействие, но ни в коем случае не действующий субъект.

Естественно, что в реальности дело не так часто доходит до ощущения именно полной беспомощности, масштаб проблемы может быть различен, данная "программа" может активироваться избирательно, в зависимости от наличия триггеров, а может быть вполне универсальной, вариантов много. Здесь я говорю о самом существе – как она вообще возникает.

Слава Богу, в отличие от собак, человек все же в состоянии сам или с помощью специалиста опознать в себе действие подобной программы, разобраться, как ее "деактивировать" и какую программу "написать" взамен ее.

На это и должна быть направлена работа в случае, если человек попал в ограничивающую его зависимость от этого или иного выученного состояния.

Я обязательно напишу пост (возможно, не один) о том, как эта работа может осуществляться, точнее, на каком принципе она основывается и как строится.

А в ближайшие дни опишу еще пару похожих "программ" для наглядности и лучшего понимания.

P.S. Прекрасная иллюстрация к разговору о программе выученной беспомощности старый фильм Тиля Швайгера "Босиком по мостовой" (2005, Германия, США. Режиссер Тиль Швайгер). И поскольку давно не было кинорекомендаций, то вот и она – в таком сжатом формате.

#игумен_Нектарий_рекомендации_фильмы

Тексты в разделе "Блоги" являются частным мнением авторов, а не редакционной позицией ИА "Взгляд-инфо".

Подпишитесь на рассылку ИА "Взгляд-инфо"
Только самое важное за день
Рейтинг: 5 1 2 3 4 5