Вчера по инициативе министерства культуры Саратовской области интервью ИА "Взгляд-инфо" дала генеральный директор Всероссийской библиотеки иностранной литературы им. М. И. Рудомино, президент Российского фонда Сороса (институт "Открытое общество"), вице-президент Международной федерации библиотек (IFLA), член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, президент Российского совета по культуре и искусству Екатерина Гениева.
Напомним, согласно данным саратовского минкульта, именно по приглашению госпожи Гениевой региональный министр культуры Светлана Краснощекова отправилась в Сингапур вместе со своими товарищами.
7–22 августа 2013 года в Сингапуре прошел Всемирный библиотечно-информационный конгресс – 79-я генеральная конференция и ассамблея Международной федерации IFLA.
В настоящее время СРОО "Общественный комитет по противодействию коррупции" ждет оценку целесообразности этой поездки от прокурора Саратовской области Владимира Степанова.
– Екатерина Юрьевна, не кажется ли Вам, что было бы уместнее, разумнее и просто честнее отправлять в подобные поездки не министров и директоров театров, а непосредственно работников библиотек, директоров библиотек, чтобы это действительно имело практический смысл для отрасли?
– IFLA – это эквивалент ЮНЕСКО в библиотечно-архивной и музейной деятельности. Здесь есть две составляющие. Я часто бываю в Саратове, в вашем городе проводится проект "Большое чтение". Так вот, с одной стороны, на IFLA едут сотрудники библиотек – от Саратова это Людмила Канушина, сотрудники библиотеки для слабовидящих, детской библиотеки. В этих поездках, этих, если корректнее, сессиях – в них принимают участие более 136 стран. Саратовские библиотеки, как я понимаю, очень удачно привозят и свой наработанный опыт, и увозят новые знания.
Другая составляющая заключается в том, что у IFLA есть задача: она сводится к тому, чтобы на этих высоких сессиях обязательно присутствовали представители министерств культуры.
– Но при чем здесь Владимир Петренко, директор театра, то есть человек, которого никак нельзя отнести к представителям министерств культуры?
– Приезд министра Светланы Краснощековой, которая получила на конгресс специальное приглашение и была поддержана губернатором Саратовской области, и ее выступление на сессии привели к тому, что месяц тому назад было принято решение: следующая сессия IFLA будет проводиться в России. Ее присутствие было очень полезно для нашей страны.
Между тем, поскольку та сессия в Сингапуре была посвящена расширению границ библиотеки – Федеральное министерство, как вы знаете, создало недавно модельный стандарт библиотеки, где предполагается театральная, архивная и музейная деятельность библиотек – именно этим было продиктовано присутствие представителей театров. Были представители театров США, Великобритании и другие.
Если вы хотите спросить, насколько уместно были потрачены средства, то, на мой взгляд, более чем уместно.
– Вы сказали, что одним из итогов встречи стало проведение следующей сессии IFLA в России. Но в связи с этим снова возникает вопрос об изначальной проблематике мероприятия – библиотечном деле. Сессия IFLA – это прекрасно, но что получат от нее обычные библиотеки, расположенные не в столицах и не в областных центрах?
– У IFLA есть две задачи: одна – сугубо профессиональная, то есть библиотеки, театры, музеи, архивы и так далее. А вторая – гуманитарно-теоретическая. Каждая страна и каждый регион считает за честь провести такую конференцию у себя. В России была один раз такая конференция, во время путча, так совпало. Поэтому и то, и другое – и присутствие министра культуры, и присутствие библиотекарей – несомненно, хорошо. Это поддержка культурной политики страны, что прописано и в уставе IFLA.
– А какую пользу от проведения сессии IFLA в России получит непосредственно Саратовская область?
– Я с удовольствием отвечу на этот вопрос. После сессии, которая была в Сингапуре, именно потому, что Саратов так последовательно себя позиционирует в IFLA, ведь там присутствовали руководители культуры территории, руководство IFLA, а именно президент, пригласил Саратов участвовать в генеральной сессии в Лионе. Этого приглашения удостаиваются очень немногие библиотеки в мире и российские библиотеки в частности. Что это значит? Это значит, что Саратов имел возможность представить свою программу "Большое чтение", которая проходит два раза в год в Саратовской областной научной библиотеке, на генеральной сессии в Лионе. Это, я вам скажу, по пальцам можно пересчитать российские библиотеки, которые это приглашение в Лион получили.
Я считаю, что таких министров культуры, как Светлана Краснощекова, должно быть больше в регионах. Таких грамотных, разумных, говорящих –именно не молчащих, а говорящих, участвующих в данных сессиях, должно быть больше.
– Замечательно, когда Ваша организация устраивает сессии, обсуждает проблемы на мировом уровне. Замечательно, когда на сессию приезжает Ханнелора Фогт, директор библиотеки в Кельне. Представитель Саратовской области, по результатам встречи, поедет на следующую встречу, будет продолжаться работа... Но на этом фоне, что интересно, у нас в массовом порядке закрываются библиотеки по области. Как быть с этим?
– Одну секундочку! Давайте, все-таки, отделим зерна от плевел. Если вы хотите поговорить со мной как с членом Президентского совета по культуре о том, что происходит с библиотеками в России, я готова с вами на эту тему поговорить. Почему происходит, зачем происходит, где глупости, непонятные вещи, насколько государственная политика разумна в отношении библиотек и так далее. Но это отдельная тема! Она к IFLA не имеет никакого отношения.
Пример с Ханнелорой Фогт плохой – именно потому, что Саратов и саратовские библиотеки вбирают в себя все лучшие мировые практики. Замминистра культуры Российской Федерации, статс-секретарь господин Ивлиев Григорий Петрович принял решение: очередное заседание российско-германской комиссии по культурным ценностям будет проводиться в Саратове. И это произошло! Именно в Саратове, в ноябре, если не ошибаюсь. Вот результат! Деньги, потраченные на это, само участие в этом имеют смысл и значение.
На самом деле, культурная политика губернатора Валерия Радаева, Светланы Краснощековой, людей, которые руководят гуманитарной сферой в Саратовской области – грамотная. Это не значит, что там все идеально, так не бывает. Но как человек, который восемь лет был первым вице-президентом IFLA, я могу сказать, что это разумная политика. Их деятельность оправдывается тем возвращенным эффектом, который имеется.
– Что Вы имеете в виду под "возвращенным эффектом"?
– Я хорошо отношусь к стране, в которой я живу. Мне хочется, чтобы ее, несмотря на то, что происходит в мире, уважали, чтобы считались с ней и понимали: при всех политических разногласиях, есть общая территория, которая называется Культура. Вот эта территория в Саратове представляется на международном уровне. И то, что на сессии IFLA в Сингапуре присутствовала министр культуры Саратовской области – честь и хвала Саратовской области! Если есть у кого-то впечатление, что она там не работала, это не так. Да, это была важная поездка, она была чрезвычайно полезна Саратову, она полезна стране, она поднимает Саратов на иной гуманитарный уровень.
– А как проходила лионская конференция?
– Лионская конференция – это ежегодная конференция IFLA, которая каждый год устраивает сессии в разных странах. Именно Саратовская областная научная библиотека имела возможность пройти все конкурсы и смогла представить программу "Большое чтение" в Лионе. Может казаться, что это прогулка по парку, но это не так, это не почерк вашей библиотеки. Они действительно получают и приносят лучший мировой опыт. И вы никогда бы не увидели в Саратове такой опыт, если бы не смогли вырваться на такой уровень.
– Екатерина Юрьевна, возвращаясь к сингапурской конференции, хотелось бы уточнить у Вас вопрос о расселении участников сессии. Расселением занимается Ваша организация или участники сами заранее определяют, где они будут жить в дни конференции?
– Вопросами расселения на сессии IFLA занимается IFLA. Для этого существует целая структура внутри IFLA. В этой стране – в Сингапуре – фактически существует один город и несколько улиц, так как государство крошечное. И там ничего, кроме сверхтехнологичных гостиниц, вообще не существует. Если, конечно, вы не хотите жить в каких-нибудь трущобах. То есть там есть гостиницы еще дороже – и трущобы.
IFLA подбирает гостиницы, договаривается о скидках, договаривается о том, кто и куда приезжает, зачем приезжает и так далее. Оплачивают гостиницу всегда сами участники. В Сингапуре все делегации жили в "Grand Park Orchand" – это не самая дорогая гостиница. Но это Сингапур – там технологии XXII века.
Ссылки по теме:
Обнародованы данные о расходах на поездку министра и ее коллег в Сингапур
Светлана Краснощекова пока не успела внедрить полученный в Сингапуре опыт
Валерий Радаев: "Под санкции не попадут ни Онегин, ни Карамазовы"
В Год литературы в Саратове начнут проводиться "Палькинские чтения"
В Саратове проходит осенняя сессия проекта "Большое чтение"
Губернатор прогулялся по саратовскому музею под звуки гармони
Фото Юрия Набатова
Подпишитесь на телеграм-канал "ИА "Взгляд-инфо". Вне формата": заходите - будет интересно
Рекомендуемые материалы
Главные новости
Стали свидетелем интересного события?
Поделитесь с нами новостью, фото или видео в мессенджерах:
или свяжитесь по телефону или почте